Viber и WhatsApp:

+7-905-349-25-43

ICQ:  948 04 54

О страсти пьянства

 Фотография

Перечисляя грехи против второй заповеди Господней, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: « …страшный идол, к ногам которого сложено столько человеческих душ, у подножия которого погибло столько талантов и способностей, из-за которого пролиты и льются потоки горчайших слез матерей, отцов, братий, жен и детей, – это пьянство. 

Не будем говорить здесь о тех неисчислимых бедах, кои проистекают от пьянства. Может быть, многие… и не упиваются вином или водкой, но не случалось ли вам в гостях на празднике или вообще где-либо выпить вина более меры? Кайтесь Господу!» (1).

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Будем воздерживаться от пьянства; не говорю: будем воздерживаться от вина, но – будем воздерживаться от пьянства. Не от вина происходит пьянство – вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего плохого, но порочная воля производит пьянство. Не вино худо, но злоупотребление им. 

А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе Писание, когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая

еще прежде употребления вина дошла до крайнего развращения и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. 

Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство

нашего спасения… 

…Дурное дело пьянство: оно может притупить чувства и помрачить разум. Человека разумного и получившего владычество над всем оно делает как бы мертвым и бездейственным и заставляет лежать, как бы связанного какими неразрешимыми узами…

Предающиеся пьянству никогда не чувствуют сытости, но чем более вливают в себя вина, тем более разжигаются жаждою, так что употребление вина служит у них к увеличению жажды,

и, хотя чувство удовольствия в них уже пропадает, но жажда (к вину), сделавшись неутолимою, повергает в самую бездну опьянения этих пленников пьянства.

…Пьянство есть своевольный демон, который хуже настоящего демона помрачает ум и отнимает у одержимого им всякую скромность. Видя бесноватого, мы часто жалеем о нем, соболезнуем и обнаруживаем к нему глубокое сострадание; но при виде пьяного поступаем

напротив: негодуем, сердимся, произносим тысячу укоризн. Почему и за что? Потому, что одержимый злым демоном, что ни делает, делает невольно; …но пьяный, что ни сделает, ни в чем не заслуживает извинения, напротив – и домашние, и друзья, и соседи, и все строго осуждают его, потому что он сам по своей воле дошел до этого несчастного положения, сам предал себя во власть пьянству.

Нельзя пьянице видеть Царствия Небесного. Не обманывайтесь, – говорит апостол, – ни пьяницы, ни злоречивые… Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).

Хочешь стать далеко от пьянства? Избегай увеселений и роскошных столов и с корнем вырви этот порок» (2).

____________________________

(1) Опыт построения исповеди / Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – М.:

Издание Сретенского монастыря, 1999, с. 29.

(2) Цит. по кн.: Святитель Иоанн Златоуст / Составлено по творениям святителя Иоанна Златоуста. – М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010, с. 377–379; Святитель Иоанн Златоуст: житие, поучения, церковное почитание, молитвы, акафист, канон / Сост. В. Чернов. – М.: Николин день, Артос-Медиа, 2013, с. 448–450.