Православный календарь

 



 


Главная Полезные статьи

Полезные статьи

"ЛЮБОВЬ, ПОХОЖАЯ НА... ТРУД?"

Однажды мне, как автору «семейных» текстов, пришло эмоциональное письмо. Это был такой «крик души» по поводу «православной риторики» в области семейных отношений. Письмо не было истеричным или гневным – скорее, собеседница делала сочувствующую попытку наконец-то открыть мне глаза на вещи, для нее очевидные. Какие?

CТРАСТЬ ГОРДОСТИ. СУЖДЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ И СОВРЕМЕННЫХ ПАСТЫРЕЙ

Чтобы наиболее полно представить себе, что такое страсть гордости, необходимо не только увидеть характеристики этого слова в Священном Писании и узнать об особенностях его перевода на русский язык, о чем вы прочитали в двух предыдущих частях настоящей статьи, но и разобраться, что говорят об этой страсти святые отцы, подвижники благочестия и современные пастыри.

«ПОСТУПАЙТЕ ПО СОВЕСТИ»

(Быль 1947 года) Подходил к концу второй послевоенный 1947 год. Война закончилась, но военная промышленность продолжала работать с прежним напряжением. Будущее после фултоновской речи Черчилля с угрозами в адрес СССР сулило нашей стране мало хорошего. Начиналась холодная война, которая в любой момент могла перерасти в войну горячую. Как говорится, «хочешь мира – готовься к войне», поэтому на Балтийском заводе спешно строились новые военные корабли и ремонтировались старые. Разоренная страна не в силах была своевременно поставлять военной промышленности нужные ресурсы. Поставщики не успевали отправлять на завод необходимые детали и материалы, поэтому план трещал по всем швам. Моя бабушка Тамара Васильевна Баканова работала инженером-экономистом котельного цеха Балтийского завода. Она прекрасно понимала, что план выполнить не удастся и главное сейчас – грамотно сформулировать причины его невыполнения. И вдруг в начале декабря ее вызывает начальник цеха и говорит: – Тамара Васильевна, как вам известно, наш цех перевыполняет план. Пожалуйста, проставьте соответствующие цифры. Понимаете? Бабушка ахнула: – Николай Иванович, разве вы не знаете, что не по нашей вине плана мы не выполняем? На что вы меня толкаете?! Это же подсудное дело. А начальник ей в ответ: – С вашей принципиальностью вы людей оставите без премии. Ну что ж, как знаете… Не хотите писать что надо – ищите другую работу. От начальника бабушка вышла в полном смятении. Он ей предлагал самый настоящий подлог, за который в то суровое время можно было запросто отправиться в места охраняемые. Ее правдолюбивая душа противилась подобной лжи. С другой стороны, у начальника цеха было достаточно возможностей лишить ее работы. На заводе Тамара Васильевна трудилась с середины 1920-х годов, расставаться с ним было жаль. Где искать подобную работу в разоренном войной Ленинграде? А на руках двое детей. Да и людей лишать денег не хотелось… Бабушка была человеком горячо верующим. Веры своей не скрывала. На все двунадесятые праздники брала отпуск с работы. На следующий день, в четверг, она пошла в церковь на Смоленское кладбище, благо тогда, 4 декабря, был великий праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Литургия шла долго и торжественно. Благолепно пел хор, раздавались величественные и молитвенные возгласы диакона и священника. После службы проповедь произнес отец Михаил Гундяев, тогда еще молодой священник. Обыкновенно проповеди читались по тетрадке – сообразно дореволюционному правилу, требовавшему предварительной подготовки пастырского слова. В новых условиях этот обычай оказывался весьма полезным. В случае чего можно было отчитаться перед уполномоченным: никакой крамолы на проповеди священник не говорил, устный текст полностью соответствует письменному. Поначалу отец Михаил не выходил из предписанных рамок. Держа перед собой на аналое листок, вполне книжными словами он рассказал о празднике, о святых и праведных богоотцах Иоакиме и Анне, о двенадцати ступенях, на которые взошла Дева Мария. И вдруг отец Михаил преобразился. Он отодвинул листок и без всякой связи с предыдущими словами произнес следующее: Вдруг отец Михаил преобразился и произнес: «Не бойтесь поступать по совести. Господь вас всегда защитит!» – Всегда поступайте по совести. Совесть – глас Божий, та искра, которую Господь вложил в наше сердце. Бойтесь кривых и неправедных путей и не бойтесь поступать по совести. Господь вас всегда защитит, если вы будете следовать Его гласу. Тамару Васильевну пронзила догадка: через отца Михаила Сам Господь ответил ей на все ее недоумения и сомнения. Подойдя ко кресту, она тихо спросила у отца Михаила: – Батюшка, как вам Господь дал провидеть это? Он сразу все понял и шепотом ответил: – Сам не знаю, как Господь заставил меня сказать эти слова. Но не сказать их я не мог. Идя на следующий день на завод, бабушка твердо решила стоять на правде до конца – вплоть до увольнения с работы. Но, придя, она с изумлением и радостью узнала, что из Москвы приехала проверочная комиссия. И тут уж начальству явно было не до туфты и дутых данных. Вскоре на комиссию вызвали и ее. С данными и фактами в руках Тамара Васильевна аргументированно доказала, что в невыполнении плана руководство и работники Балтийского завода не виноваты. Все обошлось благополучно. Конечно, о премии не было и речи, однако никого и не наказали. В дальнейшем начальник никогда не подходил к Тамаре Васильевне с подобными предложениями. На всю оставшуюся жизнь (а прожила после этого бабушка добрых 36 лет) она запомнила вдохновенные слова отца Михаила: «Поступайте по совести. И Господь вас защитит».

«ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ЕСТЬ ЛУЧШЕЕ ЧТЕНИЕ»

Святитель Феофан Затворник называл чтение Священного Писания «духовной трапезой» и говорил о том, что «чтение Евангелия есть лучшее чтение». Современная книжная продукция бросает доверчивого читателя в сети порока.

«ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ЕСТЬ ЛУЧШЕЕ ЧТЕНИЕ»

Святитель Феофан Затворник называл чтение Священного Писания «духовной трапезой» и говорил о том, что «чтение Евангелия есть лучшее чтение». Современная книжная продукция бросает доверчивого читателя в сети порока Современная книжная продукция часто бросает доверчивого или малоподготовленного читателя в обольстительные растлевающие грязные сети порока, обрушивает волны насилия и жестокости, лукаво заманивает в черные глубины магии и оккультизма. Агрессивный напор, с которым наступает такого рода литература, способен выдержать далеко не каждый. Яркие, броские, нередко весьма откровенные обложки, доступная цена, увлекательный сюжет часто привлекают многих людей, которые с удовольствием читают такие книги в вагонах метро. Еще совсем недавно утверждали, что Россия самая читающая страна в мире. Но хотелось бы уточнить, какие книги читают люди, попадающие в статистические отчеты, что предлагают им книжные издательства и куда ведет современная литература? Евангелие справедливо задает вопрос: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 22 — 23). В Древней Руси понятия «книжный человек» и «духовный человек» были идентичны Сейчас особенно важно обратиться к духовной традиции наших предков. Недавние находки берестяных грамот доказали высокий уровень грамотности среди простого населения. Исторические свидетельства, относящиеся к раннему, домонгольскому периоду развития христианской Руси, показывают высокий уровень книжной культуры среди населения. Многие исследователи отмечают, что в Древней Руси понятия «книжный человек» и «духовный человек» были идентичны. В книгах излагалось и толковалось христианское учение, книга являлась сокровищем духовной мудрости, к которому тяготело сердце древнерусского христианина. Книжник был не просто грамотный человек, это был знаток и распространитель книжной культуры. Грамоту дети осваивали по Псалтири и Часослову, а во взрослые годы любимым чтением было Священное Писание и жития святых… Современный человек может часами засиживаться у компьютера, телевизора, может провести бессонную ночь за чтением увлекательного романа. Но стоит взять в руки духовную книгу, особенно Священное Писание, как тут же нас почему-то клонит ко сну, появляются какие-то срочные дела, в голову лезут посторонние мысли, и чтение становится весьма и весьма затруднительным. Возникает справедливый вопрос — почему? Потому, что чтение Святого Евангелия назидает нас, приближает к Богу, по слову святителя Феофана — «там Дух Божий движется и отгоняет духов богопротивных и богоборных». Евангелие в переводе с греческого — «благая, добрая весть». Очень важно научиться самому и научить своих детей внимать глаголам вечной жизни. Сохранились воспоминания святого праведного Иоанна Кронштадтского о том, как повлияло на него чтение Евангелия в детские годы. В беседе со своей ученицей, настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря игуменией Таисией, он вспоминал о своем детстве: «Знаешь ли, что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовию к Нему? Это — святое Евангелие. У родителя моего было Евангелие на славянско-русском языке; любил я читать эту чудную книгу, когда приезжал домой на вакационное время, и слог ее и простота речи были доступны моему детскому разумению; читал и услаждался ею и находил в этом чтении высокое и незаменимое утешение. Это Евангелие было со мною и в духовном училище. Могу сказать, что Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем, с которым я сроднился с детских лет». Господь говорил: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). И кто, как не дети, почувствует всю силу радости Царствия Божия, пришедшего к людям! Святые отцы советуют ежедневно прочитывать по главе или зачалу из Евангелия Святые отцы советуют ежедневно прочитывать по главе или зачалу из Евангелия. Как писал святитель Феофан: «Читайте Евангелие и другие книжки духовные — каждое утро после молитвы. Если у вас есть свой уголок, то и не выходите из него, не почитавши и не помолившись. От этого будете иметь крепость духа и сердца». Книгой жизни называл Евангелие святитель Игнатий Брянчанинов, который в «Аскетических опытах» писал: «Раскрывая для чтения книгу — святое Евангелие, — вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и, смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью». Очень часто говорят о том, что Евангелие, прочитанное в храме или дома, плохо запоминается. В «Отечнике» святителя Игнатия Брянчанинова, в котором собраны высказывания египетских подвижников IV-V веков, приводится следующий рассказ: «Некий ученик пришел к старцу и говорит: — Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно? На что ему старец ответил: — Как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом». Святитель Феофан советует заучивать наизусть «слова Господа и святых Апостолов, стараясь при этом яснее и полнее обнять мысль Спасителя и глубже проникнуть в значение ее и связь со всею суммою наших верований». Для более глубокого размышления над словами Евангелия святитель Феофан советует завести особую тетрадь: «Заведите тетрадь и записывайте в нее мысли, какие породятся при чтении Евангелия и других книг, в таком порядке: Господь говорит в Евангелии то и то; из этого видно, что нам надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких-то и таких-то случаях; буду так делать; помоги, Господи!» В заключение мы приведем совет святителя Феофана Затворника о чтении слова Божия, «которое честнее злата и сребра, многоценного бисера и камений драгих», без которого мы, словно птица без крыльев, не можем устремиться ввысь, к Царству Небесному: «Возлюбленный читатель мой! Хочешь ли, я покажу тебе вещь, которая честнее злата и сребра, многоценного бисера и камений драгих? Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись. Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг есть родительница всех добродетелей и всякому доброму делу учительница. Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг, рождая всякую добродетель и возращая добрые расположения сердца, отгоняет от нас всякую злую греховную страсть и всякое похотение, желание и действо бесовское. Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг над всеми занятиями и трудами, какие подъемлют ревнующие о спасении, святые отцы поставляют как бы старейшиною и царем. Оно ко всем добродетелям возбуждает и руководит человека и одесную Бога поставляет его. Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути, всю лествицу в Царство Небесное. Почему надлежит нам всеусердно прилежать к сим книгам и к сему Писанию Божественному. Где упражняются в чтении святых книг, оттуда отгоняемы бывают всякое бесовское действо, всякие душепагубные страсти и греховные похоти; заповедям же Господним и добродетелям отеческим там бывает всякое исправление. Почему хорошо святыми отцами установлено, чтоб на утренних службах многократно были читаемы поучения из святых книг, а умеющие читать чтоб и в келиях занимались таким чтением, на ограждение себя от невидимых душевных татей и разбойников, устрояя чрез то как бы стражу какую вокруг себя из спасительных истин, против козней, хитростей и замыслов лютых бесов, против забытья и помрачения, ими наводимого».

«Я СМИРЮСЬ, НО ПУСТЬ МЕНЯ ПРОСЛАВЯТ»: О ВИДАХ ГОРДОСТИ

Страсть гордости сложна. Ее видов — множество, она, порой, маскируется под самые безобидные мысли и желания, но съедает человека изнутри. Чтобы распознать гордость в себе, необходимо знать, под какими личинами она может скрываться, а для этого — обратиться к опыту тех, кто размышлял над видами и проявлениями страстей: к трудам святых отцов и подвижников благочестия.